Приветствую Вас Гость • Регистрация • Вход

Архив выпусков


«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Друзья сайта

В скором времени обязательно появятся :)


«Следствие вели… С Леонидом Каневским»
— цикл документальных передач телеканала НТВ о самых «громких» преступлениях, совершённых в СССР. Повествование сопровождается рассказами о повседневной жизни советских граждан. Ведущий — Леонид Каневский.


Характеристика

Документальные телефильмы посвящены уголовным делам с 1917 по 1991 годы. Некоторые из них стали сюжетами фильмов и книг, другие же долго оставались под спудом из цензурных соображений. Помимо рассказов о достижениях отечественной криминалистики, данной телепередаче свойственна, как заявляет официальный сайт телеканала, «не просто рассказать о преступлениях и злоумышленниках советского времени, а показать ушедшую эпоху так, чтобы молодые зрители смогли прочувствовать дух ушедшего времени, а зрители постарше — ностальгию по прошлому». С этой целью в фильмах не просто рассказывается о преступлениях, но и дается объяснение бытовых деталей советского быта, которые могут быть непонятны молодому телезрителю (например, объясняют, зачем надо было собирать макулатуру, чтобы получить томик Дюма, или наглядно показывают на продуктовой корзине, какое огромное количество еды можно было купить на 30 рублей).


Создание

Название цикла является отсылкой к циклу советских и российских детективных телефильмов 1970-х — 2000-х годов «Следствие ведут знатоки», где Леонид Каневский исполнил одну из главных ролей.

Каневский говорит об истории создания телепередачи: «…это вообще моя программа. Мне как-то позвонили из Москвы, и американский продюсер Дэвид Гамбург, который работает в России, предложил мне этот проект. Именно мне было предложено как бы „вести" — озвучивать и комментировать — самые громкие дела советской эпохи, то есть времени, которое я прожил и которое я знаю. Я прельстился тем, что проект „Следствие вели…" должен был стать не просто документальным фильмом, констатацией фактов. В программе факты передаются через мою интонацию, видно мое личное отношение к событиям, к людям, к тому времени, к той эпохе. Мне это показалось интересным». Он оговорил право на свою точку зрения: «Кто-то был осужден, кто-то еще от чего-то пострадал, кто-то был невиновен — наша программа выдвигает свою версию происшедшего, и в этом очень важно мое восприятие тех событий. Меня же зритель воспринимает как автора, рассказчика, исследователя, который сам покопался в архивах».

Каневский в своем интервью рассказывает, как подбираются темы передач: «темы ищут журналисты, подбирают интересные сюжеты, их принимают редактора, готовится сценарий, а потом уже съемочная группа выезжает на место и снимает реконструкцию того, что происходило много лет назад. Порой приходится давить своим авторитетом, чтобы помогли найти, разыскать, открыли доступ к архивам. Главная наша задача — встретиться с теми, кто вел тогда следствие, показать их, дать информацию из первых рук. Во все времена главными героями были те профессионалы, которые делали свое дело, делали его сильно, точно, честно». Еще в начале проекта он поставил условие авторского начала в передаче: «была договоренность: я говорю о том времени — времени счастливом и грустном, драматическом и смешном, радостном и печальном, — которое было, в котором я жил, наблюдал, знал и понимал. И вот наша программа идет по телевидению уже шестой год. Я считаю, нам удалось выдержать заданный тон. (…) Я хочу рассказать о времени, о взаимоотношениях между людьми, о том, как они жили, как общались».


Отзывы

    Газета «Советская Россия»:
    Передача носит явно выраженный политизированный характер. ...ее главная цель – внушить телезрителям, в первую очередь молодому поколению, что все в СССР было плохо: засилье партноменклатуры, дефицит всего и вся, отсутствие свободы и т.д. и т.п. Подчеркивается, что в СССР совершались ужасные, особо тяжкие преступления, но сведения о них были недоступны для простых граждан, так как в архивах дела о таких преступлениях хранились под грифом «секретно». Для достижения поставленной цели Л.Каневский намеренно затягивает передачу и вставляет в нее кадры и комментарии, не имеющие прямого отношения к сюжету передачи, но позволяющие ему как бы попутно, мимоходом еще и еще порочить Советскую власть. Этот своеобразный психологический прием должен придать, по мысли ведущего, видимость «правдивости» и «объективности» его высказываниям. (...)
    Передачу «Следствие вели» следует закрыть, так как она наносит вред России. Недопустимо особо тяжкие и опасные для общества преступления превращать в своего рода развлекательные, политизированные шоу. Инициативу в этом вопросе должна проявить общественная комиссия по противодействию фальсификации истории, образованная редакцией газеты «Советская Россия».

Критик Владимир Абаринов, наоборот, осуждает интонации передачи за восхваление советской действительности: «сюжет постоянно прерывается „лирическими отступлениями": главный рассказчик Леонид Каневский то и дело умильно любуется артефактами советского быта — мол, хоть пылесос и был примитивный, зато дико надежный, хоть и бедно жили, зато дружно. Мало того: по поводу и без повода то и дело звучат панегирики пресловутому „могуществу" брежневского Советского Союза. Авторы не замечают, что впадают в когнитивный диссонанс: если в СССР царила такая идиллия, откуда взялись все эти вурдалаки, стяжатели и мошенники и как получилось, что нити самых масштабных преступных афер тянулись на самый верх политического Олимпа?».

Каневский рассказывает о восприятии проекта молодежью: «Знаете, что для меня самое важное? Ко мне подходят дети одиннадцати- тринадцати лет и говорят мне те слова, ради которых я участвую в этом проекте. Они говорят: как интересно смотреть ваши истории, наша бабушка рассказывала то же самое, про жизнь, как все было. И дети понимают все это. Они слышат мою интонацию и мое отношение. А главное, смотрят фильм и вникают в ту эпоху».